Обжалование решения об аннулировании регистрации плательщиком НДС

Обжалование решения об аннулировании регистрации плательщика НДС

Адвокат Гаркуша Евгений Викторович предоставит услуги адвоката по налоговым спорам Киев, область и Украина.

Аннулирование регистрации плательщиком НДС — это всегда хлопоты и лишние расходы. Особенно же усложняет жизнь ситуация, когда аннулирование регистрации инициируют налоговики, а вы узнаете об этом событии, например, от своих контрагентов. Именно о таких ситуациях и пойдет речь.
Основания и порядок аннулирования регистрации плательщиком НДС.
В числе обязанностей налогоплательщика, изложенных в ст. 16 НКУ, есть обязанность уведомлять контролирующие органы об изменении местонахождения юридического лица и изменении места жительства физического лица — предпринимателя (пп. 16.1.11 НКУ). Кроме того, налоговые органы осуществляют постоянный мониторинг плательщиков НДС, включенных в Реестр плательщиков НДС, и принимают решение об аннулировании регистрации лица плательщиком НДС при наличии соответствующих оснований (пп. 5.5.1 Положения №1394).
Согласно пунктам 184.1 и 184.2 НКУ, аннулирование регистрации плательщиком НДС может осуществляться по самостоятельному решению соответствующего органа ГНС в случае, если: «в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей имеется запись об отсутствии юридического лица или физического лица по его местонахождению (месту жительства) или записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице».
Зачастую именно по этой норме налоговики и аннулируют регистрацию плательщиком НДС. Поэтому расскажем, как это может произойти с рядовым плательщиком налога, добросовестно уплачивающим положенные суммы в бюджет.
Чаще всего налоговики обнаруживают отсутствие плательщика НДС по своему местонахождению при назначении или проведении любого вида налоговой проверки. Кроме того, в соответствии с предписаниями п. 12.1 Порядка №1588, с целью более полного учета налогоплательщиков подразделения органов ГНС, в функции которых входит, в частности, ведение учета налогоплательщиков, должны обеспечивать систематический контроль за внесением изменений в Единый государственный реестр или учредительные документы. Поэтому при исполнении служебных обязанностей сотрудники органов ГНС осуществляют или могут осуществлять проверку местонахождения (места жительства) налогоплательщика. По результатам такой проверки составляется акт проверки местонахождения налогоплательщика. Если же установлено отсутствие налогоплательщика по его местонахождению (месту жительства), проводится работа по выяснению фактического места размещения (местонахождения, места жительства) налогоплательщика, ответственных и связанных лиц (п. 12.2 Порядка №1588).
Стоит вспомнить также и предписания п. 68.1 НКУ, в котором указано, что орган государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей должен передавать соответствующему органу ГНС уведомления и сведения о внесении любых записей в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей. Уведомление осуществляется не позднее следующего рабочего дня с даты внесения соответствующих изменений.
При выявлении отсутствия налогоплательщика по его местонахождению (месту жительства), если его фактическое местонахождение (место жительства) не выяснено, подразделение органа ГНС, обнаружившего указанный факт, готовит и передает подразделениям налоговой милиции запрос на установление местонахождения (места жительства) налогоплательщика (п. 12.4 Порядка №1588). Если же фактическое местонахождение юрлица так и не будет установлено и, соответственно, подразделение налоговой милиции подтвердит отсутствие такого лица по местонахождению или установит, что фактическое местонахождение юрлица не соответствует зарегистрированному, руководитель (заместитель руководителя) органа ГНС принимает решение о направлении соответствующему государственному регистратору уведомления об отсутствии юридического лица по местонахождению по ф. №18-ОПП (приложение 24 к Порядку №1588) для принятия соответствующих мер.
А согласно ч. 12 ст. 19 Закона о госрегистрации, при получении госрегистратором от органа ГНС уведомления установленного образца об отсутствии юрлица по его местонахождению госрегистратор обязан в течение 5-ти рабочих дней с даты поступления указанного уведомления направить почтовым отправлением такому юрлицу уведомление о необходимости представления госрегистратору регистрационной карточки1.
1 Регистрационная карточка о под-тверждении сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (форма 6), утвержденная приказом Минюста Украины от 14.10.2011 г. №3178/5 «Об утверждении форм регистрационных карточек».
Если же юрлицо в течение месяца с даты поступления ему соответствующего уведомления не подает регистрационную карточку о подтверждении сведений о юрлице, госрегистратор должен внести в Единый государственный реестр запись об отсутствии подтверждения указанных сведений датой, установленной для очередного представления регистрационной карточки о подтверждении сведений о юрлице (абз. 1 ч. 14 ст. 19 Закона о госрегистрации). Как предусмотрено ч. 11 ст. 19 Закона о госрегистрации, представление (направление) регистрационной карточки должно осуществляться юрлицом ежегодно в течение месяца, следующего за датой госрегистрации, начиная со следующего года. Направляют карточку госрегистратору для подтверждения сведений о юрлице.
Если почтовое отправление вернулось к госрегистратору, он должен внести в Единый государственный реестр запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению (абз. 2 ч. 14 ст. 19 Закона о госрегистрации).
Здесь стоит учесть, что уведомления-то будут отсылать именно по адресу, по которому обнаружено отсутствие юрлица. Поэтому в большинстве случаев такая пересылка заканчивается подтверждением от почтовой службы об отсутствии получателя.
Но вот согласно пп. 5.5.2.11 Положения №1394 решения об аннулировании регистрации по инициативе налогового органа принимаются при наличии соответствующих подтверждающих документов (сведений) и именно такими документами будут уведомления госрегистратора, сведения из Единого государственного реестра о наличии записи об отсутствии юридического лица или физического лица — предпринимателя по местонахождению (месту жительства) или записи об отсутствии подтверждения сведений о юрлице.
Именно в этом случае налоговый орган принимает решение об аннулировании регистрации лица — плательщика НДС, независимо от осуществления налоговым органом документальных и камеральных проверок такого лица и их результатов, а также обязанности такого лица быть зарегистрированным и/или начислять либо уплачивать НДС в соответствии с законодательством (пп. 5.5.3 Положения №1394).
Решение об аннулировании регистрации плательщика НДС по инициативе налогового органа оформляется по ф. №6-РПДВ (приложение 6 к Положению №1394) (пп. 5.5.4 Положения №1394). Дата подписания решения об аннулировании регистрации плательщика НДС считается днем принятия такого решения (пп. 5.5.4.1 Положения №1394). Соответственно аннулирование регистрации осуществляется на дату принятия решения органом ГНС, о чем налоговый орган в письменном виде уведомляет (направляя один экземпляр решения об аннулировании регистрации плательщика НДС) лицо в течение 3-х рабочих дней после дня аннулирования такой регистрации (пп. 5.5.4.3 Положения №1394 и п. 184.10 НКУ).
Часто бывает, что соответствующий налоговый орган или почта не могут вручить плательщику налога экземпляр решения об аннулировании регистрации плательщика НДС в связи с ненахождением должностных лиц, отказом принять такое решение, ненахождением по месту размещения (месту жительства) плательщика налога. В этом случае ответственный работник налогового органа оформляет необходимую справку, в которой и указывает причину невозможности вручения экземпляра решения об аннулировании регистрации плательщика НДС (пп. 5.5.4.4 Положения №1394). Неврученный экземпляр решения может получить под расписку сам плательщик налога или представитель плательщика в случае письменного или устного обращения в соответствующий налоговый орган.
При этом, исходя из предписаний пунктов 2.9 и 2.10 Положения №1394, при невозможности вручения экземпляра решения об аннулировании регистрации плательщика НДС информация о таком аннулировании считается доведенной до сведения лица, которому аннулировали регистрацию плательщиком НДС, и других заинтересованных лиц, после размещения ее на веб-сайте Министерства доходов и сборов Украины (minrd.gov.ua) (п. 2.8 Положения №1394).
Случается, что плательщики НДС узнают об отмене своей регистрации плательщиком НДС от собственных контрагентов, проверяющих регистрацию плательщиков НДС на сайте Министерства доходов и сборов Украины.
Последствия аннулирования для бывшего НДСника.
Согласно пп. 5.5.5 Положения №1394, если аннулирование регистрации проводится по инициативе налогового органа, плательщик налога обязан вернуть налоговому органу свидетельство и все его засвидетельствованные копии вместе с сопроводительным письмом в течение 20-ти календарных дней со дня принятия решения об аннулировании. Поэтому в случае незнания об отмене налоговиками регистрации плательщиком НДС иногда лица просто не успевают своевременно вернуть свидетельство плательщика НДС. Правда, по мнению автора, наказание за такой проступок действующим законодательством не предусмотрено.
Как указано в п. 184.5 НКУ и пп. 5.8.2 Положения №1394, с момента аннулирования регистрации лица в качестве плательщика НДС оно лишается права на отнесение сумм уплаченного НДС к налоговому кредиту и выписку НН. Поэтому если лицо по каких-либо причинам не знало о факте аннулирования регистрации плательщиком НДС и продолжало выписывать НН и выдавать их контрагентам, то покупатели не имеют права отражать НК по таким налоговым накладным. Ну и, конечно, после аннулирования регистрации по поставкам начислять НО по НДС не нужно.
Последним отчетным (налоговым) периодом при аннулировании регистрации плательщиком НДС является период, начинающийся со дня, следующего за последним днем предыдущего налогового периода, и заканчивающийся днем аннулирования регистрации плательщиком НДС (п. 184.6 НКУ и пп. 5.8 Положения №1394).
В соответствии с нормами пп. «б» п. 202.1 НКУ, лицо, регистрация плательщиком НДС которого аннулируется в другой день, нежели последний день календарного месяца (квартала), обязано подать налоговую декларацию по НДС за последний налоговый период в течение 20-ти (при квартальном представлении отчетности — 40) календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода, в котором произошло аннулирование плательщика НДС.
Самое неприятное в случае потери статуса плательщика НДС — это самостоятельное начисление НО по остаткам товаров/услуг и необоротных активов. В соответствии с требованиями п. 184.7 НКУ, если товары/услуги, необоротные активы, суммы налога по которым были включены в состав НК по НДС, не были использованы в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности, такой плательщик налога в последнем отчетном (налоговом) периоде не позднее даты аннулирования его регистрации в качестве налогоплательщика обязан определить налоговые обязательства по НДС по таким товарам/услугам, необоротным активам исходя из обычной цены соответствующих товаров/услуг или необоротных активов1.
Обратите внимание: если лицо по каким-либо причинам не знало о факте аннулирования регистрации плательщиком НДС и соответственно не выполнило требование п. 184.7 НКУ, подать уточняющий расчет к декларации по НДС2 бывший плательщик НДС не сможет. Ведь налоговая отчетность подается органу ГНС лицом, зарегистрированным плательщиком НДС согласно требованиям раздела V Кодекса (п. 11 р. I Порядка №1492). Об этом указывают и налоговики в подкатегории 101.01.05 ЕБНЗ.
Можно ли подать УР, если лицо не является плательщиком НДС?
Согласно п. 50.1 ст. 50 НКУ, в случае если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 102 НКУ) налогоплательщик самостоятельно (в т. ч. по результатам электронной проверки) обнаруживает ошибки, содержащиеся в ранее поданной им налоговой декларации (кроме ограничений, определенных этой статьей), он обязан отправить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на время представления уточняющего расчета.
То есть обязанность по представлению налоговой декларации по НДС и уточняющего расчета к такой налоговой декларации возлагается на плательщика НДС.
Учитывая то, что субъект хозяйствования в случае аннулирования регистрации плательщика НДС исключается из Реестра плательщиков НДС, то уточняющий расчет за период, в котором он был плательщиком НДС, такой субъект хозяйствования подать не может.
Подкатегория 101.01.05 ЕБНЗ
1 Норма не действует при аннулировании регистрации в качестве налогоплательщика вследствие реорганизации налогоплательщика путем присоединения, слияния, преобразования, разделения и выделения в соответствии с законом. Подробно о начислении НО см. в «ДК» №36/2012.
2 Форма которой утверждена приказом Минфина Украины от 25.11.2011 г. №1492.
Учтите следующее: даже если бывший плательщик НДС по различным вышеуказанным причинам не мог знать о потере статуса плательщика НДС и не получил экземпляр решения об аннулировании регистрации плательщика НДС, это не освобождает его от начисления НО по НДС согласно предписаниям п. 184.7 НКУ. В этом случае НО по НДС, рассчитанные по нормам п. 184.7 НКУ, налоговики начислят самостоятельно (см. подкатегорию 101.01.05 ЕБНЗ).
Мнение налоговиков.
По окончании предельных сроков представления отчетности возможность представления налоговой декларации по НДС за последний отчетный (налоговый) период у субъекта хозяйствования и другие налоговые периоды, за которые отчетность не подана и который исключен из реестра плательщиков НДС, в связи с аннулированием регистрации, отсутствует. В этом случае начисление НДС будет осуществлено контролирующим органом и к такому плательщику будут применены штрафные санкции, определенные пп. 54.3.1 п. 54.3 ст. 54, п. 120.1 ст. 120, п. 123.1 ст. 123 НКУ.
Подкатегория 101.01.05 ЕБНЗ
Более того, здесь существует вероятность, что в периоде, когда была аннулирована регистрация плательщиком НДС и вы об этом не знали, вы продолжали относить уплаченные при приобретении товаров/услуг суммы НДС к НК и соответственно начисляли НО по НДС при поставке товаров/услуг. А значит, возможно занижение суммы НО по НДС к уплате в бюджет за последний период. Исправить все это представлением УР уже нельзя: вы не являетесь плательщиком НДС (см. выше). Поэтому налоговики самостоятельно определят необходимую сумму к уплате НО по НДС.
Если начисления НО по НДС будут проводить налоговики, то в этом случае, кроме уплаты начисленной суммы НО, следует готовиться и к штрафу в размере 25% от суммы начисленных НО (п. 123.1 НКУ). Будьте готовы еще и к пене за несвоевременную уплату НО в бюджет (см. ст. 129 НКУ).
Кроме того, за неподачу последней декларации по НДС к вам могут применить санкции в размере 170 грн (за первую на протяжении года неподачу отчетности) в соответствии с п. 120.1 НКУ.
Как определено п. 184.8 НКУ, если лицо, регистрация плательщиком НДС которого аннулируется, за последний отчетный период имеет налоговые обязательства или налоговый долг по НДС, возникший до аннулирования плательщиком НДС, оно должно погасить такие суммы в общем порядке. И это несмотря на то, что такое лицо уже не является плательщиком НДС. При этом НО по НДС, возникшие в последнем отчетном периоде лица как плательщика НДС, могут учитываться в сумму уменьшения бюджетного возмещения. Если же после отмены регистрации плательщиком НДС по результатам последнего налогового периода лицо все же имеет право на получение бюджетного возмещения, такое возмещение предоставляется в течение сроков, определенных НКУ, независимо от того, будет или нет оставаться такое лицо зарегистрированным в качестве плательщика этого налога на дату получения такого бюджетного возмещения (п. 184.9 НКУ и пп. 5.8.3 Положения №1394).
Обжалование аннулирования регистрации плательщиком НДС
Решение об аннулировании регистрации плательщика НДС по инициативе налогового органа может быть обжаловано в административном порядке в соответствии с требованиями ст. 56 НКУ или же в судебном (п. 5.6 Положения №1394).
При административном обжаловании аннулирования регистрации плательщиком НДС стоит помнить, что решение об аннулировании регистрации плательщика НДС по инициативе налогового органа может быть отменено вышестоящим налоговым органом при проведении процедуры его административного обжалования и в других случаях в случае установления несоответствия такого решения законодательным актам, а также в случае отмены судебных решений или записей в Едином государственном реестре, на основании которых было принято решение об аннулировании регистрации.
Так, в соответствии с пп. 5.6.1 Положения №1394, основанием для внесения в Реестр записи об отмене аннулирования регистрации, произошедшей по инициативе налогового органа, служит решение суда, вступившее в законную силу, или решение налогового органа об отмене решения об аннулировании регистрации плательщика НДС в ходе административного обжалования. Соответствующее решение с копиями необходимых документов отсылается центральному органу ГНС для внесения изменений в Реестр.
В случае отмены решения об аннулировании регистрации налоговый орган выдает плательщику НДС новое свидетельство (по новому номеру) вместо старого на основании регистрационного заявления с отметкой «Перереєстрація» и решение об отмене аннулирования регистрации. Конкретные сроки подачи такого заявления на специфическую «перерегистрацию» не прописаны, но, по мнению автора, это следует сделать в течение 10-ти рабочих дней с даты отмены решения об аннулировании регистрации плательщиком НДС (см. нормы п. 4.1 Положения №1394).
Заметим, что в этом случае дата регистрации плательщиком НДС не изменяется, а датой начала действия нового свидетельства и датой аннулирования старого свидетельства является дата внесения соответствующей записи в Реестр (пп. 5.6.2 Положения №1394). Новое свидетельство, по мнению автора, плательщику НДС должны предоставить в течение 5-ти рабочих дней со дня получения налоговым органом регистрационного заявления с отметкой «Перереєстрація» (исходя из предписаний п. 4.2 Положения №1394).
Если на дату отмены решения об аннулировании регистрации лицо все же зарегистрировалось плательщиком НДС повторно, налоговики выдают плательщику НДС новое свидетельство (по новому номеру) в том же порядке, что и при перерегистрации. Датой повторной регистрации плательщиком НДС теперь будет дата предыдущей регистрации плательщиком НДС, а новое свидетельство будет действовать с даты отмены предыдущей (пп. 5.6.3 Положения №1394).
При этом исходя из вышеупомянутых норм как Положения №1394, так и НКУ, несмотря на восстановление регистрации плательщиком НДС (при обжаловании в административном или в судебном порядке) за период, когда регистрация была отменена, налогоплательщик не имеет права на выписку налоговых накладных и на начисление налогового кредита и соответственно на получение бюджетного возмещения. В частности, это указывают налоговики в подкатегории 101.01.05 ЕБНЗ.
Кое-кто может спросить: а если регистрация плательщиком НДС все же восстановлена и исходя из норм Положения №1394 разрыва в регистрации нет (лицо будет считаться плательщиком НДС с даты регистрации, которую безосновательно аннулировали), то не нужно ли за период, когда регистрация была отменена, начислить НО по НДС по поставкам товаров/услуг? По мнению автора, так делать не нужно, поскольку вы не являлись плательщиком НДС. Отчитываться за такой период тоже не следует.
Если вы все-таки не сможете восстановить свое право быть плательщиком НДС (в административном или судебном порядке), не следует забывать о предписаниях п. 181.1 НКУ. В нем предусмотрено: если общая сумма от проведения операций по поставке товаров/услуг1, подлежащих налогообложению в соответствии с р. V НКУ (в т. ч. с использованием локальной или глобальной компьютерной сети), начисленная (уплаченная) предприятию, в течение 12-ти календарных месяцев, в целом превышает 300000 грн (без НДС), то предприятие обязано зарегистрироваться плательщиком НДС. В общий объем налогооблагаемых операций следует учесть операции, подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 20% или 0%, а также операции, освобожденные (ст. 197 НКУ) и временно освобожденные от обложения НДС (подр. 2 р. ХХ НКУ и международные договоры) (подробнее см. в «ДК» №19/2013).
1 За вычетом возвращенных товаров/услуг, которые были ранее поставлены, или возвращенных продавцом сумм предоплаты за товары/услуги (см. подкатегорию 101.01.02 ЕБНЗ). Также в этот объем не входит сумма по активам при самостоятельном начислении НО при аннулировании.
Конечно, несмотря на аннулирование регистрации плательщиком НДС в предыдущие 12 календарных месяцев, вы, скорее всего, достигнете поставок (налогооблагаемых операций) товаров/услуг на сумму, превышающую 300000 грн. В этом случае лицо подпадает под обязательную регистрацию. Исходя из нормы п. 183.2 НКУ и пп. 3.5.2 Положения №1394, в случае обязательной регистрации плательщиком НДС по требованиям п. 181.1 НКУ регистрационное заявление плательщика НДС по ф. №1-ПДВ (приложение 1 к Положению №1394) следует подать в ГНИ по своему местонахождению (месту жительства) не позднее 10-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором объем налогооблагаемых операций в совокупности превышает 300000 грн (без НДС).
Например, регистрацию плательщиком НДС налоговики аннулировали в начале апреля 2013 г. На дату аннулирования лицо установило достижение объема поставок за последние 12 месяцев в сумме 300 тыс. грн (без НДС). Соответственно этому лицу следует зарегистрироваться плательщиком НДС (согласно п. 181.1 НКУ). В этом случае оно не позднее 10-го числа (в общем случае) следующего месяца должно подать заявление на регистрацию плательщиком НДС. При этом автор советует независимо от того, обжалуете вы или нет (в административном либо судебном порядке) решение налоговиков об аннулировании регистрации плательщиком НДС, все-таки подать заявление о регистрации плательщиком НДС. Ведь не всегда решения по таким спорам бывают в пользу налогоплательщиков, а обязательную регистрацию вам все же следует пройти — в противном случае вас ждут санкции (см. «ДК» №19/2013). Даже если вы узнали об аннулировании регистрации через месяц после такого отрицательного события, выполнять предписания п. 183.2 НКУ (если вы соответствуете таким требованиям) вы должны, и как можно быстрее. Ведь несвоевременная подача заявления на обязательную регистрацию плательщиком НДС может вызвать негативные последствия.
Кроме того, стоит вспомнить и письмо ГНСУ от 08.04.2013 г., в котором налоговики указывают, что при устранении оснований для аннулирования свидетельства плательщика НДС (лицо подтвердит свое местонахождение) такое лицо имеет право повторно подать регистрационное заявление по ф. №1-ПДВ с расшифровкой основания для регистрации плательщиком НДС в соответствии со ст. 183 НКУ (обязательная или по добровольному решению).


Адвокат Гаркуша Евгений Викторович рекомендует всегда и при любых обстоятельствах консультироваться у адвоката по вопросам хозяйственного права!
Так как любая маленькая ошибка может вырасти в большой юридический «снежный ком» и потом с ним будет очень тяжело справится, что в свою очередь потянет много Вашего времени, нервов и соответственно денег!


Звоните по телефонам: (044) 599-57-27, (067) 578-85-85, (093) 802-18-10 или оставляйте онлайн заявку на нашем сайте!